Разрешение обращений граждан и юридических лиц

Версия для печатиВерсия для печатиХат жолдауХат жолдау

Разрешение обращений граждан и юридических лиц в отношении судей и специалистов местных судов.

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 12 января 2007 года № 221 «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», каждый гражданин, его представитель, юридическое лицо вправе направить в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления обращение на недостатки в работе этих органов, их должностных лиц и сотрудников.

Действие данного закона распространяется так же на судей, специалистов и других работников судебной системы.

В то же время имеется своя существенная специфика этих отношений, основанная на пункте 2 ст.3 вышеуказанного закона.

Согласно данной норме, действие настоящего закона не распространяется на обращения физических и юридических лиц, порядок рассмотрения которых установлен законодательством Республики Казахстан  об административных правонарушениях,  уголовно-процессуальным,  гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан.

Данное требование права означает, что любое лицо, не согласное с судебным актом, вправе оспорить его в соответствии с процессуальными нормами в суд вышестоящей инстанции по правилам, установленным процессуальным законодательством.

Только судебная инстанция – суд апелляционной, кассационной, надзорной инстанции вправе изменить или отменить незаконный судебный акт.

Это положение относится не только к ошибкам в применении материального законодательства, но и к допускаемым отдельными судьями нарушениям процессуальных норм.

Основаниями к отмене судебного акта могут быть как неправильное применение норм права, относящихся к существу дела, так и, при условиях, указанных в процессуальных кодексах, нарушения процесса рассмотрения конкретного административного, уголовного или гражданского дела.

Согласно абзаца 5 ст.1 Конституционного закона Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года № 132 «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» обращения, заявления и жалобы, подлежащие рассмотрению в порядке судопроизводства, не могут быть рассмотрены или взяты на контроль никакими другими органами, должностными или иными лицами.

Таким образом, поступающие в значительном количестве обращения граждан и юридических лиц, направленные против вынесенных судебных актов и подаваемые заявителями в виде жалоб на действия конкретных судей и работников судов с указанием на допущенные, по мнению обратившегося лица, нарушения материального и процессуального права не только не могут быть рассмотрены в качестве жалобы на действия судьи, но и не приведут к желаемым для заявителя последствиям – изменению или отмене оспариваемого судебного акта.

Кроме того, эти обращения по конкретным судебным делам, и сами дела, не могут быть взяты на контроль никакими другими органами, должностными или иными лицами.

Цель подачи таких обращений очевидна – всеми возможными способами добиться изменения или отмены постановления, приговора, решения, определения суда, вынесенного судебной инстанцией по конкретному административному, уголовному или гражданскому делу.

Для разрешения жалоб от граждан и юридических лиц в отношении судей районных и Алматинского городского суда создана и действует комиссия по разрешению жалоб, состоящая из действующих судей, судей в отставке и специалистов суда, ответы на эти обращения на основании подготовленных проверочных материалов даются председателем Алматинского городского суда.

За 2013 год в Алматинский городской суд поступило 486 обращений от граждан и юридических лиц.

При этом по 229 обращениям судом фактически разъяснено заявителям, что их жалобы не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке Закона Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», поскольку эти заявления содержали требования об отмене или изменения судебных актов и их доводы следовало включить в апелляционные или кассационные жалобы.

Кроме того, граждане и юридические лица часто направляют копии своих обращений в различные организации, считая, что жалоба, направленная в прокуратуру, либо в органы финансовой полиции, приведет к отмене или изменению оспариваемого ими судебного акта.

За прошлый год, таких жалоб, являющихся повторными и аналогичными всего поступило 94 единицы.

Эти обращения были перенаправлены в Алматинский городской суд из других организаций, которые не вправе были их разрешать.

За 2013г. были признаны подтвердившимися полностью или частично всего 51 обращение.

В зависимости от степени тяжести допущенного нарушения и поступления жалоб в отношении одного и того же судьи от разных лиц, проверочный материал со справкой о выявленном нарушении направляется для обсуждения этих действий судьи на оперативные совещания в районные и приравненные к ним суды, на оперативные совещания судей судебных коллегий городского суда, на рассмотрение межпленарного или пленарного совещания судей Алматинского городского суда.

Обсуждение проводится с участием  судьи, председателей районных судов, других судей и руководства Алматинского городского суда.

Анализ подтвердившихся обращений в отношении судей показывает, что судьями допускаются нарушения сроков составления судебных актов и протоколов судебных заседаний, направления рассмотренных дел в апелляционную инстанцию вышестоящего суда, предоставления дел на ознакомление сторонам и их представителям.

Указанные нарушения, даже при условии их подтверждения при проверке, не являются основаниями для отмены или изменения судебных актов, могут служить поводами для обсуждения допущенных нарушений вышеназванными совещаниями судей с целью исключения подобных ошибок в будущем и повышения исполнительской дисциплины.

Отдельной темой для обсуждения является стремление некоторых граждан попасть на личный прием к председателю Алматинского городского суда для того, чтобы заблаговременно, до разрешения спора соответствующей судебной инстанцией, ознакомить председателя суда со своими доводами с целью разрешить дело в свою пользу.

Однако председатель суда, одновременно является председателем кассационной судебной коллегии Алматинского городского суда и в дальнейшем будет принимать участие как судья в судебном заседании по рассмотрению уголовного или гражданского дела.

При этих условиях, председатель суда не вправе не только контролировать конкретное гражданское дело, но и заранее, вне судебного заседания, получать от одной из сторон предварительную информацию по делу, выслушивать доводы стороны и делать какие-либо выводы.

Доведение участником процесса на личном приеме своих доводов и возражений до председателя суда является не процессуальным контактом и может служить основанием для заявления ему отвода другой стороной.

Таким образом, с учетом того, что судебные споры, административные, уголовные и гражданские дела решаются только в процессуальном порядке, а именно в соответствующих судебных заседаниях с соблюдением процессуальных прав обоих сторон и всех участников процесса, подача жалобы на действия судьи, в связи с вынесением им судебного акта, оспариваемого заявителем, не окажет какого-либо влияния на разрешение по существу конкретного дела.

Так же следует отметить, что не всякое нарушение процессуального закона ведет к отмене состоявшегося постановления, определения, приговора или решения суда (судьи).

Случаи безусловных, независимо от доводов жалобы или протеста отмены состоявшихся судебных актов перечислены в ст.8 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, в ст.415 Уголовного процессуального кодекса и в ст.366 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан.

Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

В иных случаях, при наличии не перечисленных в указанных нормах права процессуальных нарушений, судебный акт подлежит отмене, если эти нарушения привели, или могли привести к неправильному разрешению дела.

В заключение следует указать, что в 2013г. районными и приравненными к ним судами города Алматы рассмотрено 31 458 административных дел, 3 933 уголовных дел и 57 579 гражданских дел, всего 92 970 дел, не считая различных многочисленных заявлений и ходатайств, требующих разрешения в процессуальном порядке после рассмотрения дела по существу.

По указанным делам поступило 486 обращений граждан, их представителей и юридических лиц, что составляет 0,52% от общего количества дел, из них подтвердилось 51 заявление (жалоба), т.е. 0,05% обращений.

За 2012 год судами рассмотрено всего 84 884 административных, уголовных дел и гражданских дел, поступило 421 жалоба (0,49%), из них подтвердилось 81 заявление (жалоба), т.е. 0,09% обращений.

Из указанных сведений следует, что количество подтвержденных обращений снизилось почти вдвое.

Алматинским городским судом и судами первой инстанции будет продолжаться на постоянной основе работа по снижению количества поступающих обращений, особенно количества обоснованных жалоб и заявлений граждан и юридических лиц.

В этих целях применяются методы контроля за разрешением подтвердившихся жалоб, комиссией по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц отслеживаются принимаемые меры, ведется соответствующая регистрация поступающих обращений с накоплением информации, которая учитывается при решении кадровых вопросов, разрабатываются и применяются общие меры, направленные на решение организационных вопросов работы судов, судей и специалистов.

Гражданам, их представителям, юридическим лицам так же следует руководствоваться простыми и действенными правилами во взаимоотношениях с судами – в исковых и во всех иных заявлениях, подаваемых в суды в ходе рассмотрения дела указывать правильные адреса, телефонные номера, электронную почту, во время уведомлять суд о смене адреса, применять современные электронные технологии, вплоть до подачи электронного искового заявления, обращаться в суды по вопросам организации судебных процессов после 16-17 часов, когда судьи и специалисты освобождаются от ежедневных судебных заседаний и могут разрешить ваши вопросы без ущерба для других таких же граждан, ходатайства о вызове свидетелей, экспертов, назначении судебных экспертиз и другие подавать в суд заблаговременно, за несколько дней до начала судебного заседания, помнить, что любое ходатайство подлежит разрешению составом суда с учетом мнения другой стороны, не надеяться, что заявление об отложении судебного заседания, поданное без приложения соответствующих документов автоматически будет удовлетворено.

Эти рекомендации согласуются с пунктами 3 и 4 ст.8 Гражданского кодекса и соответствующими нормами Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, Уголовного кодекса Республики Казахстан, согласно которым осуществление гражданских прав не должно нарушать прав и охраняемых законодательством интересов других субъектов права, граждане и юридические лица должны действовать при осуществлении принадлежащих им прав добросовестно, разумно и справедливо, соблюдая содержащиеся в законодательстве требования, нравственные принципы общества, а предприниматели также правила деловой этики.

 

 

Руководитель комиссии по разрешению жалоб Алматинского городского суда,

Судья               Лобач С.В. 

          

Теги: